Антикоррупционная политика

Обращение Генерального директора ПАО «МРСК Северо-Запада» к работникам, контрагентам и партнерам Общества о неприятии коррупции  в бизнес – отношениях

Уважаемые коллеги и деловые партнеры!

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как активизируется работа органов государственной власти и институтов гражданского общества по профилактике и противодействию коррупции во всех ее формах и проявлениях. ПАО «МРСК Северо-Запада» не стоит в стороне от этих процессов и также совершенствует механизмы по предотвращению и пресечению правонарушений коррупционного характера, стремится к формированию в коллективе атмосферы неприятия коррупции, антикоррупционного корпоративного сознания, к минимизации риска вовлечения сотрудников нашей компании в коррупционную деятельность.

Масштабные законодательные изменения, произошедшие в регулировании антикоррупционной деятельности в стране, а также организационно-структурные изменения в электросетевом комплексе  послужили основанием для создания в 2013 году единого стратегического документа – Антикоррупционной политики ГК «Россети» (далее - Антикоррупционная политика), которая определила единый подход к реализации требований ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Требования закона касаются обязанности ПАО «МРСК Северо-Запада» разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции. В целях повышения эффективности этих мер в компании организована работа по соблюдению работниками требований действующего антикоррупционного законодательства.

В ПАО «МРСК Северо-Запада» разработан и внедрен единый механизм, основу которого составляют:

  • проверка информации о цепочке собственников контрагентов Общества, включая бенефициаров (в том числе конечных),
  • работа с персональными данными при раскрытии информации о цепочке собственников контрагентов,
  • соблюдение антикоррупционных стандартов закупочной деятельности и системы управления конфликтом интересов. В частности, проводится урегулирование конфликта интересов, обусловленного совместной работой близких родственников.

Антикоррупционная деятельность Общества главным образом связана с мерами по созданию эффективного правового механизма по профилактике и противодействию коррупции, а также с минимизацией рисков вовлечения работников, контрагентов и партнеров Общества в коррупционную деятельность. Установленные стандарты и процедуры направлены на обеспечение условий для добросовестной работы и соблюдение законных прав работников и деловых партнеров Общества.

ПАО «МРСК Северо-Запада» стремится выстраивать свои отношения с дочерними компаниями, партнерами и третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами, информирует все заинтересованные стороны о проводимой антикоррупционной политике, реализует ее в своих структурных подразделениях и дочерних компаниях.

Соблюдение Обществом законодательства и высоких этических стандартов в ведении открытого и честного бизнеса способствует укреплению репутации среди других компаний и клиентов.

ПАО «МРСК Северо-Запада» не только реализует меры по предупреждению и противодействию коррупции самостоятельно, но и принимает участие в коллективных антикоррупционных инициативах. В 2015 году Общество присоединилось к Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Антикоррупционная хартия — это определенный свод правил, кодекс чести предпринимателей, который включает в себя выработку норм честного и неподкупного ведения бизнеса. Участие в Хартии свидетельствует о соответствии Общества антикоррупционным требованиям международно- правовых стандартов.

Уважаемые коллеги и партнеры, выражаю уверенность, что в своей повседневной работе мы все вместе и дальше будем строго следовать нормам антикоррупционного законодательства и стремиться к минимизации рисков возникновения коррупционных проявлений.

Генеральный директор ПАО «МРСК Северо-Запада»  А.В. Летягин
 

Информацию о возможных фактах коррупции в ПАО «МРСК Северо-Запада» можно сообщить:

1.     Заполнив форму обратной связи, выбрав в классификации "Сообщить о нарушении - Сообщить о случаях коррупции".
2.     Позвонив по телефону «Горячей линии» 8(812)3051010 доб. 222.
3.     Направив электронное письмо на адрес - geb@mrsksevzap.ru.
4.   Направив письменное обращение в подразделение антикоррупционных комплаенс процедур по адресу: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3 литер «А».
 

Масштабные законодательные изменения, произошедшие в регулировании антикоррупционной деятельности организаций, а также организационно-структурные изменения в электросетевом комплексе привели к необходимости создания в 2013 году единого стратегического документа – Антикоррупционной политики ГК «Россети»  (далее - Антикоррупционная политика), которая определила единый подход к реализации требований ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Они касаются обязанности ПАО «МРСК Северо-Запада» по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции: выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений; минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных и иных правонарушений, в том числе, предусмотренных ст.19.28 КоАП РФ «ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Антикоррупционная политика является основополагающим документом ПАО «МРСК Северо-Запада» в области противодействия коррупции и содержит: комплекс взаимосвязанных принципов и процедур, мероприятий, предусмотренных актом официального толкования – Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и утвержденными 8 ноября 2013 года.

В числе основных направлений Антикоррупционной политики:

  • определение подразделений, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции;
  • оценка коррупционных рисков;
  • выявление и урегулирование конфликта интересов;
  • разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы;
  • рассмотрение и разрешение информации о возможных фактах коррупции;
  • правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения работников, консультирование и обучение работников;
  • внутренний контроль и аудит;
  • принятие мер по противодействию и профилактике коррупции при взаимодействии с партнерами и организациями-контрагентами;
  • принятие мер по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
  • взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции;
  • правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;
  • участие в коллективных инициативах по противодействию и профилактике коррупции.

Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы (далее - Национальный план противодействия коррупции), поставлены задачи на ближайшие годы, которые необходимо решить в целях противодействия коррупции, и определены основные мероприятия, направленные на решение указанных задач в организациях.

Национальный план противодействия коррупции ставит перед Обществом, как перед организацией, созданной на основании федеральных законов и для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, задачу разработки комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению работниками запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, унификации антикоррупционных стандартов для работников Общества и его ДЗО.

Также в числе основных задач – обеспечение контроля за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, проведение анализа соблюдения обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, продолжения работы по формированию у работников отрицательного отношения к коррупции.

Кроме того, в соответствии с п.2.2, п.п.2.21-2.24 Методических рекомендаций  Росимущества требовалось актуализировать Антикоррупционную политику ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в рамках формализации во внутренних документах Общества процесса управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции.

Таким образом, необходимость внесения изменений в Антикоррупционную политику ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети была установлена следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • изменениями в Федеральном законе Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147;
  • Методическими рекомендациями  Росимущества и другими поручениями федеральных органов исполнительной власти.

 

  • 1. Общие положения

    1.1.    Правовая основа Антикоррупционной политики ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»

    Настоящая «Антикоррупционная политика ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» (далее - Антикоррупционная политика) - единый основополагающий документ, содержащий комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции в ПАО «Россети» (далее - Общество) и ДЗО ПАО «Россети», утвердивших настоящую Антикоррупционную политику в качестве внутреннего документа с проведением необходимых корпоративных процедур.

    Антикоррупционная политика ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» разработана в соответствии с:

    1.    Нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    • Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
    • Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
    • Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
    • Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»; «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»;
    • Указом Президента РФ от 01.04.2016 №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»;
    • Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению» (ред. от 6 августа 2014 года);
    • Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»;
    • Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»;
    • Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
    • Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов»;
    • Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2014 № 511-р;
    • иными нормативными правовыми актами в области предупреждения и противодействия коррупции.

    2.    Протоколами и поручениями органов государственной власти Российской Федерации:

    • Протоколом Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 10.07.2013 № А-60-26-8;
    • Поручениями Правительства РФ от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 и от 05.03.2012 № ВП-П24-1269 по раскрытию информации о структуре собственников контрагентов, по представлению данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководящего состава, по предупреждению и выявлению конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» должностями;
    • Поручением Правительства РФ от 15.04.2016 № ДМ-П17-2666 о реализации Указа Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»;
    • Поручением Правительства РФ от 01.10.2014 № РД-П17-7398 о разработке и принятии нормативных правовых актов Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями (компаниями), организациями, созданными на основании федеральных законов, иными организациями, включенными в перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации;
    • иными управленческими решениями.

    3.    Актом официального толкования ст.13.3 Федерального закона от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты России, утвержденными
    08.112013.

    4.    Методическими рекомендациями  по организации процессов управления коррупционными рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции, утвержденными приказом Росимущества от 02.03.2016 № 80.

    5.    Кодексом корпоративного управления, одобренным 13.02.2014 на заседании Правительства Российской Федерации, утвержденным 21.03.2014 Советом директоров Банка России и рекомендованным к применению акционерными обществами (далее – Кодекс корпоративного управления).

    6.    Антикоррупционной хартией российского бизнеса, утвержденной 21.09.2012 Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России» (Свидетельство ПАО «Россети» от 23.09.2014 № 496).

    7.    Международно-правовыми стандартами.

    8.    Локальными нормативными актами ПАО «Россети» и организационно-распорядительными документами ПАО «Россети»:

    • Уставом ПАО «Россети»;
    • Кодексом корпоративной этики ПАО «Россети»;
    • иными локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами ПАО «Россети».

    1.2.    Принципы, цели и задачи Антикоррупционной политики

    1.2.1.    Принципы Антикоррупционной политики:

    • соответствие Антикоррупционной политики действующему законодательству и общепринятым нормам;
    • соблюдение законных прав и интересов, защита деловой репутации работников, партнеров, контрагентов и иных лиц, соблюдение режима коммерческой тайны при осуществлении антикоррупционных мероприятий;
    • личный пример руководства при формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;
    • вовлеченность работников: информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;
    • соразмерность антикоррупционных процедур величине возможного ущерба и вероятности реализации коррупционного риска ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • эффективность антикоррупционных процедур: проведение антикоррупционных мероприятий, которые обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат;
    • тветственность и неотвратимость наказания для работников
    • ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;
    • открытость ведения бизнеса: информирование партнеров, контрагентов и общественности о принятых в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» антикоррупционных стандартах ведения бизнеса;
    • постоянный контроль и регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроль их исполнения.

    1.2.2.    Цели Антикоррупционной политики

    Цель - единый подход к реализации требований статьи 13.3. Закона о противодействии коррупции, касающихся обязанности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции: выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений; минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных и иных правонарушений, в том числе, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ.

    Антикоррупционная политика является основополагающим документом ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в области противодействия коррупции и содержит комплекс взаимосвязанных принципов и процедур, предусмотренных статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции, конкретных мероприятий, предусмотренных актом официального толкования - Методическими рекомендациями Минтруда (Приложение - Перечень антикоррупционных мероприятий в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»).

    Антикоррупционная политика является элементом системы внутреннего контроля и управления рисками Общества, предусматривающим комплекс мер, направленных на недопущение коррупции, снижающих коррупционные и репутационные риски, а также риски применения к Обществу мер ответственности за подкуп должностных лиц.

    Антикоррупционная политика направлена на реализацию требований пункта 260 Кодекса корпоративного управления, в части определения мер по формированию элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупции. В рамках выполнения задач по оценке системы внутреннего контроля на основании пунктов 269 Кодекса корпоративного управления осуществляется оценка надежности процедур противодействия противоправным действиям, злоупотреблениям и коррупции.

    1.2.3.    Задачи Антикоррупционной политики:

    • определить ключевые направления по реализации требований статьи 13.3. Закона о противодействии коррупции;
    • создать эффективный и исполнительный механизмы реализации мер по профилактике и противодействию коррупции (включая программу антикоррупционных мероприятий);
    • закрепить требования и ограничения при взаимодействии с государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы противодействия коррупции;
    • предупредить коррупционные и иные правонарушения, обеспечить ответственность;
    • сформировать у акционеров, партнеров, контрагентов, членов органов управления и контроля, у работников ясное понимание позиции ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
    • минимизировать риски вовлечения ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»  в коррупционную деятельность

    1.2.4.    Меры по предупреждению коррупции в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»:

    • закрепление функционала структурных подразделений, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
    • разработка и внедрение в практику комплекса стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы;
    • принятие кодекса этики и должностного поведения работников;
    • выявление и оценка коррупционных рисков;
    • разработка и применение мер реагирования на коррупционные риски;
    • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
    • сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;
    • недопущение случаев неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    1.2.5.    Круг лиц, подпадающий под действие Антикоррупционной политики

    Основным кругом лиц, подпадающим под действие Антикоррупционной политики, являются работники ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также партнеры и контрагенты ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», иные лица в силу взаимных обязательств между ними и ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», в том числе, Антикоррупционных обязательств и иных антикоррупционных соглашений.
     

  • 2. Механизм реализации Антикоррупционной политики

    2.1.    Закрепление функционала подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и предупреждение коррупции
    2.1.1.    Совет директоров ПАО «Россети» и советы директоров ДЗО ПАО «Россети», Генеральный директор ПАО «Россети» и единоличные исполнительные органы ДЗО ПАО «Россети», заместитель Генерального директора ПАО «Россети» по безопасности и лица, ответственные за предупреждение коррупции в ПАО «Россети, ДЗО ПАО «Россети», Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ПАО «Россети» и структурные подразделения антикоррупционных комплаенс процедур в ДЗО ПАО «Россети» обеспечивают соблюдение основополагающих принципов, задач и требований, реализацию направлений настоящей Антикоррупционной политики в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» и осуществляют контроль за эффективной реализацией Антикоррупционной политики.
    2.1.2.     Совет директоров ПАО «Россети» и советы директоров ДЗО ПАО «Россети»:
    • определяют ключевые стратегические направления Антикоррупционной политики;
    • утверждают внутренний документ Общества (ДЗО) - Антикоррупционную политику;
    • контролируют результаты внедрения и применения Антикоррупционной политики;
    • определяют основные принципы и подходы к организации в Обществе процессов управления коррупционными рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции;
    • утверждают перечень коррупционных рисков с указанием владельцев коррупционных рисков (руководителей блоков и структурных подразделений Общества);
    • для реализации вышеуказанных принципов и подходов осуществляют общий контроль за их внедрением, дисциплиной исполнения и операционной эффективностью, а также принимают все меры, возможные в пределах полномочий, для того, чтобы убедиться, что этот процесс соответствует определенным Советом директоров принципам и подходам к ее организации;
    Генеральный директор ПАО «Россети» и единоличные исполнительные органы ДЗО ПАО «Россети»:
    • отвечают за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль;
    • обеспечивают ежегодное вынесение отчета о соблюдении настоящей Антикоррупционной политики на рассмотрение Совета директоров ПАО «Россети» и Советов директоров ДЗО ПАО «Россети».
    2.1.3. Подразделение, ответственное за противодействие коррупции в Обществе, наделяется полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий, в том числе, в отношении лиц, занимающих руководящие должности в ПАО «Россети», а также обеспечение необходимыми кадровыми и техническими ресурсами.
    Подразделение Общества, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции   ПАО «Россети»» в рамках исполнения одной из целей статьи 3 Устава Общества определяется центром координации и контроля деятельности ДЗО  ПАО «Россети» в области предупреждения и противодействия коррупции.
    2.1.4.    Подразделения по предупреждению (профилактике) коррупции, комплаенс контролю ДЗО ПАО «Россети» - структурные подразделения ДЗО ПАО «Россети», ответственные за профилактику коррупционных правонарушений и предупреждение коррупции (статья 13.3 Закона о противодействии коррупции), подчиняются лицам, ответственным за противодействие коррупции, которые подчиняются единоличным исполнительным органам ДЗО ПАО «Россети», наделяются полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий, в том числе, в отношении лиц, занимающих руководящие должности в ДЗО ПАО «Россети», а также обеспечение необходимыми кадровыми и техническими ресурсами.
    2.1.5.    Подразделение Общества, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции ПАО «Россети»» организует ежегодное проведение семинаров-совещаний по вопросам совершенствования антикоррупционной деятельности в Группе компаний «Россети» с руководителями подразделений по противодействию (профилактике) коррупции, комплаенс контролю.
    2.1.6.    Подразделение Общества, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции ПАО «Россети»» и структурные подразделения по предупреждению (профилактике) коррупции, комплаенс контролю ДЗО ПАО «Россети»:
    • проводят мероприятия, направленные на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики;
    • разрабатывают программу антикоррупционных мероприятий;  
    • осуществляют комплаенс контроль деятельности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • проводят контрольные мероприятия, направленные на выявление коррупционных и иных правонарушений;
    • организовывают проведение оценки коррупционных рисков;
    • организовывают проведение антикоррупционной экспертизы организационно-распорядительных документов, документов СМК (для ДЗО с введённой системой менеджмента качества) и их проектов;
    • рассматривают сообщения о случаях склонения работников к совершению коррупционных и иных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о возможных фактах совершения коррупционных и иных правонарушений работниками, партнерами, контрагентами ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» или иными лицами;
    • организовывают заполнение и рассмотрение деклараций о конфликте интересов;
    • организовывают проверку деклараций сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера руководителей ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» и членов их семей;
    • организовывают обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуальное консультирование работников;
    • организовывают повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям;
    • оказывают содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
    • оказывают содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
    • проводят оценку результатов антикоррупционной работы и подготовку соответствующих отчетных материалов руководству организации;
    • осуществляют деятельность по предупреждению и противодействию коррупционным и иным правонарушениям, конфликту интересов;
    • разрабатывают антикоррупционные стандарты и оказывают методическую помощь в реализации мероприятий по противодействию и профилактике коррупции и правовому просвещению работников;
    • координируют деятельность структурных подразделений в области реализации Антикоррупционной политики;
    • принимают участие в проведении саммитов, научно-практических семинаров, конференций российского и международного уровня в сфере противодействия и профилактики коррупции;
    • осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, научными и образовательными организациями и учреждениями в сфере противодействия и профилактики коррупции;
    • организуют и осуществляют мониторинг российского, применимого зарубежного и международного антикоррупционного законодательства и отслеживают вносимые в них изменения, а также релевантной судебной практики;
    • проводят плановые и внеплановые проверки соблюдения принципов настоящей Антикоррупционной политики, составляют отчеты по результатам проведенных проверок;
    • осуществляют разработку документов в сфере противодействия и профилактики коррупции и инициируют актуализацию документов в связи с изменением антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
    2.1.7.    ДЗО ПАО «Россети» оказывают содействие ПАО «Россети» в процессе реализации мер по предупреждению и противодействию коррупции.
    2.1.8.    Центральная Комиссия по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов – коллегиальный орган ПАО «Россети»:
    • осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с урегулированием пред/конфликта интересов в ПАО «Россети», с соблюдением положений Антикоррупционной политики, Кодекса корпоративной этики и Кодекса корпоративного управления;
    • рассматривает вопросы, вынесенные комиссией по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов ДЗО ПАО «Россети».
    2.1.9.    Комиссии по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов – коллегиальные органы ДЗО ПАО «Россети»: осуществляют рассмотрение вопросов, связанных с урегулированием пред/конфликтных интересов в ДЗО ПАО «Россети», с соблюдением положений Антикоррупционной политики, кодексов корпоративной этики и кодексов корпоративного управления ДЗО ПАО «Россети».
    2.2.    Организация процесса управления коррупционными рисками
    2.2.1.    С целью обеспечения единого подхода ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» к разработке и внедрению мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, в соответствии с общекорпоративной системой управления рисками, организуются процессы управления коррупционными рисками.
    2.2.2. Общий подход к выявлению и оценке коррупционных рисков должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить своевременное и полное выявление, точную оценку коррупционных рисков.
    2.2.3. Установлен следующий порядок процесса организации управления коррупционными рисками:
    • описание рисков (разработка паспортов и реестров  коррупционных рисков Общества);
    • оценка коррупционных рисков;
    • формирование карты коррупционных рисков;
    • идентификация рисков (определение областей (процессов, направлений деятельности) и деловых операций, подверженных коррупционным рискам, формирование перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском);
    • разработка комплекса мер по устранению и минимизации коррупционных рисков;
    • установление специальных антикоррупционных процедур и требований, включая регулярное заполнение декларации о конфликте интересов;
    • оценка эффективности и контроль существующих мероприятий по минимизации коррупционных рисков;
    • разработка новых и совершенствование существующих мероприятий по минимизации коррупционных рисков.
    2.2.4.    При проверке общекорпоративной системы управления рисками осуществляется регулярная оценка эффективности процесса управления коррупционными рисками в соответствии с Политикой управления рисками ПАО «Россети».
    2.3.    Организация процесса внутреннего контроля в области профилактики и предупреждения коррупции
    В целях обеспечения эффективности и результативности деятельности, сохранности активов, соблюдения применимых к Обществу требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов, обеспечения достоверности и своевременности финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности, ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»:
    2.3.1.    При осуществлении корпоративных и процессных контролей и проведении внутреннего аудита учитывают требования Антикоррупционной политики:
    • проверку соблюдения организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
    • проверку экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах с высоким коррупционным риском.
    2.3.2.    Осуществляют проверки организации работы по профилактике коррупции, соблюдению требований законодательства Российской Федерации, международного законодательства о противодействии коррупции в дочерних зависимых обществах.
    2.4.    Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
    С целью ограничения влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения, ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» осуществляют меры по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов:
    2.4.1.    Разрабатывают и принимают внутренние документы, устанавливающие порядок выявления и урегулирования ситуаций пред/конфликта интересов, возникающих у работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
    2.4.2.    Доводят до сведения всех работников о принятии указанных документов и об обязательности выполнения ими содержащихся в них требований.
    2.4.3.    Руководствуются следующими принципами при выполнении работы по управлению конфликтом интересов:
    • обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
    • индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
    • конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
    • соблюдение баланса интересов ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» и их работников при урегулировании конфликта интересов;
    • защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов.
    2.4.4.    Устанавливают обязанности для работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»:
    • при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
    • раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов, в том числе, сообщать о возникновении конфликта интересов и заполнять декларации о конфликте интересов;
    • содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
    2.4.5.    Устанавливают различные виды раскрытия конфликта интересов: при приеме на работу, при назначении на новую должность, по мере возникновения ситуаций конфликта интересов, в ходе проведения ежегодных декларирований конфликта интересов и аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса.
    2.4.6.    Обеспечивают обязательное заполнение деклараций о конфликте интересов определенным кругом лиц.
    2.4.7.    Определяют лиц, ответственных за прием сведений о возникающих конфликтах интересов.
    2.4.8.    Устанавливают запрет на заключение договоров с лицами, в отношение которых установлено наличие конфликта интересов, аффилированности и иных злоупотреблений.
    2.4.9.    Устанавливают способы разрешения конфликта интересов.
    2.4.10.    Определяют типовые ситуации пред/конфликта интересов.
    2.4.11.    Обеспечивают функционирование комиссий по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов.
    2.5.    Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы
    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» обеспечивают внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» и в этой связи:
    2.5.1.    Разрабатывают и принимают кодексы этики и должностного поведения работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», которые определяют:
    • общие ценности и принципы ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • конкретные правила и стандарты поведения работников, затрагивающие общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников.
    2.5.2.    Осуществляют проверку сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей, подлежащих декларированию, и работников, замещающих указанные должности в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», и их близких родственников, в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами Общества и ДЗО Общества, с целью выявления конфликта интересов, фактов аффилированности и иных злоупотреблений.
    2.5.3.    Руководствуются принципами честности и объективности при формировании кадрового (в том числе, руководящего) состава:
    • работники назначаются или переводятся на вышестоящие должности только исходя из деловых качеств;
    • устанавливается запрет на трудоустройство лиц близкого родства или свойства, если осуществление должностных обязанностей связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    • устанавливается обязанность работников предоставлять сведения, указанные в п. 2.5.2 Антикоррупционной политики.
    2.5.4.    Признают обмен подарками с деловыми партнерами как неотъемлемую часть деловой этики, если данные действия носят открытый характер, соответствуют общепринятым нормам делового этикета, требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним организационно-распорядительным документам, а также не создают риска деловой репутации для Общества и его работников.
    2.5.5.    Устанавливают обязанность уведомления работниками Общества о получении ими обо всех случаях получения делового подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей своего непосредственного руководителя.
    2.5.6.    Устанавливают запрет на дарение работниками Общества деловых подарков в виде наличных или безналичных денежных средств, ценных бумаг, ювелирных украшений и других предметов роскоши.
    2.5.7.    Осуществляют благотворительную и спонсорскую деятельность самостоятельно или через своих работников на основе принципа прозрачности, не преследуя цели получения или сохранения преимущества в коммерческой деятельности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренних организационно-распорядительных документов.
    2.5.8.    Принимают меры по противодействию неправомерному использованию  инсайдерской информации и манипулированию рынком в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    2.5.9.    Проводят антикоррупционную экспертизу локальных нормативных актов ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» и издают нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
    2.6.    Рассмотрение и проверка сведений о возможных фактах коррупции
    2.6.1.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» осуществляют прием обращений работников ПАО «Россети»/ДЗО ПАО «Россети», партнеров, контрагентов и иных (физических и юридических) лиц о возможных фактах коррупции с использованием интерактивного канала взаимодействия с заявителями, телефона «горячая линия», а также посредством почты и при личном приеме.
    2.6.2.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» проводят мероприятия по защите лиц, предоставивших информацию, указанную в п. 2.6.1, от любых форм давления (в том числе от увольнения, преследования, любых форм дискриминации).
    2.6.3.    ПАО «Россети»/ДЗО ПАО «Россети» стремится к созданию комплекса эффективных мер по проверке информации о возможных фактах коррупции, а в случае их подтверждения к устранению (минимизации) их последствий и причин, им способствующих.
    2.7.    Формирование основ законопослушного поведения работников и правовое просвещение
    2.7.1.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» осуществляют информационно-просветительские мероприятия для работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» с целью профилактики коррупции:
    • создают и совершенствуют разделы «Антикоррупционная политика» и «Антикоррупционная хартия российского бизнеса» на официальных сайтах ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • размещают информацию о мероприятиях по реализации настоящей Антикоррупционной политики в корпоративной газете, во всех средствах массовой информации в свободном доступе;
    • обеспечивают во взаимодействии со средствами массовой информации распространение позитивного опыта противодействия работниками и Обществом попыткам коррупционного давления;
    • организовывают антикоррупционные мероприятия и социальные акции;
    • обеспечивают проведение повышения квалификации работников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе двух уровней (базовый - для обучающихся впервые и повышенный - для прошедших обучение ранее);
    • стимулируют работников за предоставление подтверждённой информации о коррупционных и иных правонарушениях в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • гарантируют, что ни один работник не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • практикуют ответственность работников, в обязательном порядке подписывая соглашение о соблюдения принципов и требований Антикоррупционной политики и норм антикоррупционного законодательства;
    • декларируют необходимость разработки механизмов корпоративного воздействия за совершение коррупционных и иных правонарушений.
    2.7.2.     Соблюдение работниками ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» принципов и требований Антикоррупционной политики учитывается при формировании кадрового состава для выдвижения на вышестоящие должности, при проведении аттестации работников.
    2.8.    Консультирование и обучение работников организации
    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» организуют обучение работников в различных формах по вопросам предупреждения и профилактики коррупции:
    2.8.1.    Проводят образовательные и просветительские мероприятия (инструктажи, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»), направленные на информирование работников о требованиях законодательства Российской Федерации, международного законодательства о противодействии коррупции, на формирование антикоррупционного сознания работников, и разъясняют:
    • понятие коррупции в государственном и частном секторе;
    • ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
    • требования законодательства и внутренних документов ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» по вопросам предупреждения коррупции и порядка их применения;
    • порядок выявления и разрешения конфликта интересов при выполнении работниками трудовых обязанностей;
    • поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности, в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных организаций;
    • порядок взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
    2.8.2.    Проводят индивидуальное консультирование работников по вопросам предупреждения и противодействия коррупции в конфиденциальном порядке.
    2.8.3.    Обеспечивают во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведение в подразделениях Общества, в филиалах и дочерних организациях регулярных публичных лекций по антикоррупционной тематике.
    2.8.4.    Проводят с привлечением научных и образовательных организаций повышение квалификации работников подразделений, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по программам дополнительного профессионального образования.

    2.9.    Принятие мер по предупреждению и профилактике коррупции при взаимодействии с партнерами и контрагентами
     ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» ориентированы на установление и сохранение деловых отношений с партнерами и контрагентами, которые:
    • поддерживают Антикоррупционную политику;
    • ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере;
    • заботятся о собственной репутации;
    • демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам;
    • реализуют собственные меры по противодействию коррупции;
    • участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.
    2.9.1.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» информируют партнеров и контрагентов о программах, стандартах поведения, процедурах и правилах, направленных на профилактику и противодействие коррупции.
    2.9.2.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» информируют партнеров и контрагентов о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, а также о включении ПАО «Россети» в «Реестр надежных партнеров» (свидетельство о внесении в «Реестр надежных партнеров» от 05.05.2015        № 01009-000).
    2.9.3.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» реализуют требования единого Антикоррупционного стандарта при проведении антикоррупционного контроля в закупочной деятельности.
    Антикоррупционный стандарт включает проверку закупочной документации и участников закупки/контрагентов в целях оценки уровня их благонадежности и добросовестности, урегулирование конфликта интересов, исключение аффилированности и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» должностями.
    2.9.4.    В рамках проверки закупочной документации контроль осуществляется на 3 этапах: предварительном - проверка проекта Плана закупок; текущем - проверка аналитических и пояснительных записок, подтверждающих обоснованность планируемой сделки; последующем - проверка пояснительных записок, обосновывающих заключение дополнительных соглашений, а также рассмотрение жалоб и обращений контрагентов и иных физических и юридических лиц о возможных фактах коррупции.
    2.9.5.    В рамках проверки участников закупки/контрагентов, оценки уровня их благонадежности и добросовестности проводится работа по раскрытию структуры собственников контрагентов, включая бенефициаров, в том числе конечных, а также о составе исполнительных органов; по проверке их репутации и длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.; по урегулированию конфликта интересов, исключению аффилированности и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» должностями.
    В рамках проверки для участников закупки/контрагентов устанавливаются следующие требования:
    • подписание Антикоррупционных обязательств - согласие участника закупочных процедур ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» на соблюдение и исполнение принципов, требований Антикоррупционной политики, в том числе обязанность не совершать коррупционные и иные правонарушения, представить полную и достоверную информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров, в том числе конечных, а также о составе исполнительных органов с приложением подтверждающих документов;
    • предоставление справки о наличии конфликта интересов и/или связей, носящих характер аффилированности с работниками ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • предоставление информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), а также сведений о структуре исполнительных органов;
    • предоставление согласия на обработку персональных данных;
    • подписание Антикоррупционной оговорки к договору, декларирующей проведение ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» Антикоррупционной политики и не допускающей совершения коррупционных и иных правонарушений.
    2.9.6.    При исполнении своих обязательств, Контрагент и ПАО «Россети»/ДЗО ПАО «Россети», их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым законодательством, как дача (ст.291 УК РФ)/получение (ст.290 УК РФ) взятки, посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст.19.28 КоАП РФ), незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст.19.29 КоАКП РФ), а также иное противоправное деяние (действие или бездействие), обладающее признаками коррупции, за которое законом установлена дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая или административная ответственность.
    Контрагент и ПАО «Россети»/ДЗО ПАО «Россети» отказываются от стимулирования каким-либо образом работников друг друга, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящего работника в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу стимулирующей его стороны (Контрагента и ПАО «Россети»/ДЗО ПАО «Россети»).
    Под действиями работника, осуществляемыми в пользу стимулирующей его стороны (Контрагент или ПАО «Россети»/ДЗО ПАО «Россети»), понимаются:
    • предоставление неоправданных преимуществ по сравнению с другими контрагентами;
    • предоставление каких-либо гарантий;
    •  ускорение существующих процедур;
    • иные действия, выполняемые работником в рамках своих должностных обязанностей, но идущие в разрез с принципами прозрачности и открытости взаимоотношений между Контрагентом и ПАО «Россети» /ДЗО ПАО «Россети».
    2.9.7.    На этапе исполнения договора осуществляется контроль за соблюдением требований договора и Антикоррупционной оговорки, внесением изменений в цепочку собственников контрагента, в случае несоблюдения указанных требований предусматривается расторжение договорных отношений в установленном ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» порядке.
    2.9.8.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» отказываются от стимулирования каким-либо образом работников контрагентов, в том числе, путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящими работника контрагента в определенную зависимость и направленными на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».
    2.10.    Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций
    2.10.1.    ПАО «Россети» принимает меры по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций в соответствии с международными стандартами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, п. 12 Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
    2.10.2.    Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций - умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки, соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, равно как и санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица, покушение на подкуп или сговор с целью подкупа иностранного должностного лица (ст. 16 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, ст.ст. 1,2,4,5,6,9 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, ст. 1 Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, п. 12. Антикоррупционной хартии российского бизнеса).
    2.10.3.    Российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность физических лиц за подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций: ст. 291 УК РФ (Дача взятки), ст. 291.1 УК РФ (Посредничество во взяточничестве, обещание или предложение посредничества во взяточничестве).
    2.10.4.    В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, для юридических лиц за подкуп иностранных публичных должностных лиц предусмотрена уголовная ответственность.
    В случае если правовой системой страны уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, к юридическим лицам могут применяться иные виды ответственности, включая финансовые санкции. 
    2.10.5.    Российским законодательством предусмотрена административная ответственность юридических лиц за подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций: ст. 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
    2.10.6.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» принимают следующие меры по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций:
    • информируют Следственный комитет Российской Федерации о фактах подкупа должностных лиц;
    • при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации в случае необходимости обращаются за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом;
    • осуществляют контроль за соблюдением работниками ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» требования воздерживаться от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества;
    • ведут учет иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, с которыми осуществляется взаимодействие ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в рамках договорных и недоговорных отношений, а также учет работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», которые участвуют в таком взаимодействии;
    • обеспечивают функционирование внутренних механизмов контроля в части антикоррупционного регулирования;
    • сообщают в правоохранительные органы о выявленных фактах подкупа иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций и осуществляют последующее  взаимодействие (п. 2.11 Антикоррупционной политики);
    • публикуют данные о принятых мерах в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», направленных на предотвращение подкупа иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, в ежегодных социальных отчетах (п. 2.1.2. Антикоррупционной политики);
    • осуществляют взаимодействие с представителями органов государственной власти и правоохранительных органов (п. 2.11, п. 2.12 Антикоррупционной политики), международных и иных организаций в целях выработки и совершенствования мер по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • осуществляют мониторинг эффективности принимаемых мер по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (п. 7 Антикоррупционной политики).
    2.11.    Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции
    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» уделяют особое внимание вопросам взаимодействия работников с государственными служащими ввиду возникающих высоких коррупционных рисков:
    2.11.1.    Устанавливают обязанности работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов.
    2.11.2.    Принимают меры, направленные на недопущение привлечения ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП, в том числе, устанавливают запрет на:
    • передачу, предложение или обещание от имени и в интересах ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» государственному или гражданскому служащему денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного служащего действия (бездействия), связанного с занимаемым им положением;
    • предложение и попытки передачи проверяющим государственным и гражданским служащим любых подарков (в том числе, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей).
    2.11.3.    Устанавливают порядок сообщения в правоохранительные органы о фактах нарушения требований к служебному поведению государственных и гражданских служащих при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», а также досудебный порядок обжалования их действий.
    2.11.4.    Обеспечивают исполнение требований законодательства Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации  и решений Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК  в рамках обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».
    2.12.    Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
      Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.
    2.12.1.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» принимают на себя публичное обязательство:
    • сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных и иных правонарушений, о которых ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» стало известно;
    • воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей известной им в ходе выполнения трудовых (должностных) обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного и иного правонарушения;
    • не допускать неправомерное вмешательство работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в деятельность правоохранительных органов при проведении антикоррупционных мероприятий.
    2.12.2.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» оказывают поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях, осуществляет сотрудничество с правоохранительными органами путем оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов:
    • при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
    • при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
    2.13.    Участие в коллективных инициативах по предупреждению и профилактике коррупции
    2.13.1.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» не только самостоятельно реализуют меры по предупреждению и противодействию коррупции, но и принимает участие в коллективных антикоррупционных инициативах.
    2.13.2.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» принимают участие:
    • в проведении мероприятий по реализации положений  Антикоррупционной хартии российского бизнеса в соответствии с Положением об условиях и порядке реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
    • в использовании в совместных договорах стандартных антикоррупционных оговорок;
    • в публичном отказе от бизнес-деятельности с организациями, замешанными в коррупционных преступлениях;
    • в организации и проведении совместного обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
    • в участии специалистов ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в международных и иных антикоррупционных мероприятиях.
    2.14.    Дочерние и зависимые обществаПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в пределах своей компетенции, а также в соответствии с действующей в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» системой корпоративного управления и Кодеком корпоративного управления инициируют внедрение в ДЗО собственных антикоррупционных политик, аналогичных настоящей, а также прилагает разумно возможные усилия, чтобы основополагающие принципы и требования Антикоррупционной политики соблюдались в совместных предприятиях, обществах и объединениях, где участвуют ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».
  • 3. Обязанности работников, связанные с предупреждением и профилактикой коррупции
     

    Для работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» установлены обязанности, в частности:
    • воздерживаться от совершения и/или участия в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
    • незамедлительно информировать Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ПАО «Россети» и подразделения по предупреждению (профилактике) коррупции, комплаенс контролю ДЗО ПАО «Россети» о случаях склонения работника к совершению коррупционных и иных правонарушений;
    • незамедлительно информировать Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ПАО «Россети» и подразделения по предупреждению (профилактике) коррупции, комплаенс контролю ДЗО ПАО «Россети» о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных и иных правонарушений другими работниками, партнерами, контрагентами или иными лицами;
    • сообщить в Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ПАО «Россети» и подразделения по предупреждению (профилактике) коррупции, комплаенс контролю ДЗО ПАО «Россети» о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов (декларация конфликта интересов).
  • 4. Ответственность

    4.1.    К мерам ответственности за коррупционные и иные правонарушения в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» относятся: меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, меры корпоративного воздействия в соответствии с локальными нормативными актами ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».

    4.2.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» проводят проверки по каждому обоснованному подозрению или установленному факту коррупции в рамках, допустимых законодательством Российской Федерации.

  • 5. Принятие, анализ применения и пересмотр Антикоррупционной политики

    5.1.    Антикоррупционная политика в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» принимается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» и п. 2.1.2 Антикоррупционной политики.

    5.2.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» осуществляет регулярный мониторинг хода эффективности реализации Антикоррупционной политики как своими силами, так и с привлечением других лиц в рамках своей компетенции.

    5.3.    ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» обеспечивают условия, в которых работники и другие лица могут свободно указывать на недостатки реализации Антикоррупционной политики, а также вносить предложения по ее совершенствованию.

    5.4.    Результаты выполнения антикоррупционной программы отражаются в социальной отчетности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».

    5.5.    Выработка и реализация плана действий по актуализации Антикоррупционной политики в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» осуществляется в соответствии с ч. 2 п. 2.1.2 Антикоррупционной политики.

    5.6.     Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ПАО «Россети» (подразделения по предупреждению (профилактике) коррупции, комплаенс контролю ДЗО ПАО «Россети») предоставляют Генеральному директору ПАО «Россети»  (единоличным исполнительным органам ДЗО ПАО «Россети») отчеты в целях, указанных в ч. 2 п. 2.1.2 Антикоррупционной политики.

    5.7.    Внесение изменений в Антикоррупционную политику ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» осуществляется в соответствии с   п. 2.1.2. Антикоррупционной политики и в случаях:

    • необходимости приведения положений Антикоррупционной политики в соответствие с изменениями в российском, применимом международном антикоррупционном законодательстве;
    • изменения организационно-штатной или функциональной структуры Общества, которые оказывают прямое воздействие на исполнение настоящей Антикоррупционной политики;
    • совершенствования мер по реализации Антикоррупционной политики.

    5.8.    Изменения настоящей Антикоррупционной политики размещаются на официальном сайте ПАО «Россети» и являются обязательными для применения ДЗО ПАО «Россети».

 

Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Антикоррупционная хартия российского бизнеса разработана Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».

Антикоррупционная хартия — это определенный свод правил, кодекс чести предпринимателей, который включает в себя выработку норм честного и неподкупного ведения бизнеса. Зарубежная практика показывает: соблюдение подобных правил не только влияет на имидж компании, но и создает особый защитный механизм в условиях сильной конкуренции на российском и международных рынках.

Хартия предполагает:
  • внедрение в корпоративную политику антикоррупционных программ,
  • мониторинг и оценку их реализации,
  • эффективный финансовый контроль,
  • принцип публичности антикоррупционных мер,
  • отказ участников Хартии от незаконного получения преимуществ,
  • участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции,
  • информационное противодействие коррупции,
  • сотрудничество с государством,
  • содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности и другие меры.

В целях обеспечения реализации Хартии было разработано Положение об условиях и порядке ее реализации, так называемая Дорожная карта Хартии, предусматривающая единые методологические требования к участникам, организацию регулярного общественного подтверждения внедрения компаниями передовых корпоративных практик, а также ведение единого для РФ Сводного реестра компаний, присоединившихся к Хартии.
 
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

    1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, заключена Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»);

    2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, заключена в Страсбурге 27.01.1999 (Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»);

    3. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, заключена 21.11.1997 в рамках Совета Европы (Федеральный закон от 01.02.2012 № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»);

    4. Рекомендации по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении коммерческих сделок, приняты Рабочей группой ОЭСР от 26.11.2009 (Recommendation of the Council for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions);

    5. Руководство по лучшим практикам в сфере механизмов внутреннего контроля, этики и соблюдения требований, принято Рабочей группой ОЭСР от 18.02.2010 (Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics, and Compliance) (Приложение к Рекомендациям по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц);

    6. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Российская Федерация подписала Конвенцию 12.12.2000 г. (Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 26-ФЗ);

    7. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях (утверждена Резолюцией 51/19 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 г.);

    8. Резолюция Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» (принята Комитетом министров 6 ноября 1997 г. на 101-й сессии);

    9. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 г. постановлением № 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ);
  • РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

    1. Конституция Российской Федерации;

    2. Уголовный кодекс Российской Федерации;

    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

    4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

    5. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;

    6. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»;

    7. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

    8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    9. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

    10. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

    11. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

    12. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

    13. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

    14. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»;

    15. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы»;

    16. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»;

    17. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

    18. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции»;

    19. Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»;

    20. Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»;

    21.Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

    22. Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

    23. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

    24. Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению»;

    25. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации";

    26. Акт официального толкования ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработаны Министерством труда и социальной защиты России, утверждены 8 ноября 2013 года (в ред. от 16 апреля 2014 года);

    27.Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 511-р).

    28. Протокол Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, поручения Правительства РФ по раскрытию информации о структуре собственников контрагентов, по представлению данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководящего состава, по предупреждению и выявлению конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ОАО «Россети» и его ДЗО должностями.

    29. Антикоррупционная хартия российского бизнеса, утверждена 21.09.2012 Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России» (Свидетельство ПАО «МРСК Северо-Запада» от 25.05.2015 № 2089).
     
  • ФОРМЫ, БЛАНКИ