Вадим Федоров: МРСК Северо-Запада – один из лидеров по снижению потерь электроэнергии

06.06.2018

Сегодня одна из ключевых задач электросетевых компаний -  снижение потерь электроэнергии, в том числе выявление незаконного энергопотребления. При этом, внедрение интеллектуальных приборов учета, цифровизация сетей, обновление IT-инструментов требуют от энергетиков постоянного повышения профессиональных компетенции. О перспективах развития отрасли и о том, смогут ли новые технологии полностью заменить труд профильных специалистов, рассказывает заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ПАО "МРСК Северо-Запада" Вадим Федоров.
 
- По итогам 2017-го года МРСК Северо-Запада стала одним из лидеров отрасли в работе по снижению потерь электроэнергии. Что сыграло главную роль?
 
- Действительно, в прошлом году мы получили хорошие результаты, уровень потерь составил всего 6,07 %, это один из лучших показателей среди дочерних копаний "Россети". Первый фактор – это упорядочение данных учета. Пока мы не имеем прозрачных, оперативных и не искажаемых данных учета, то говорить о наведении порядка и снижении потерь бессмысленно. Оперируя точными данными, мы можем видеть и анализировать реальное потребление электроэнергии и его объемы. Именно упорядочение данных учета дает максимальный результат по снижению потерь в короткие сроки. Т.к. в прошлом году мы активно занимались этим направлением, то, естественно, получили эффект.
 
Во-вторых – работа с персоналом. От того, как организована деятельность специалистов на местах - аналитиков и линейного персонала – во многом зависит общий успех. Если первая группа работает слаженно и проводит точный анализ очагов потерь, то и действия второй группы будут эффективны. Качественная работа с персоналом в МРСК Северо-Запада способствовала тому, что по числу составленных актов безучетного и бездоговорного потребления в 2017 году мы показываем устойчивый рост относительно 2016 года. Поэтому для нас очень важна непрерывная подготовка персонала, контроль за его работой, оценка, своевременная ротация кадров, обучение. В конце мая текущего года в Вологде мы провели соревнования по учету электроэнергии, в которых приняли участие команды из всех филиалов МРСК Северо-Запада. Это первенство проводится в компании второй год подряд, и его главные цели - оценка уровня подготовки сотрудников, повышение их профессионального мастерства. Соревнования являются отличной площадкой для общения и обмена опытом, предоставляют возможность живой консультации с экспертами. Участники турнира становятся проводниками новых знаний в своих филиалах и потом делятся передовым опытом с коллегами на местах.
 
- Что, по вашему мнению, ждет команды на соревнованиях по учету электроэнергии через пару лет, возможно, технологии станут настолько совершенными, что необходимости в соревнованиях персонала больше не будет?
 
- Чем более "умное" и совершенное у нас оборудование, тем большая подготовка требуется для профильных специалистов. Необслуживаемое оборудование пока еще не придумано. Если говорить про учет, то счетчики становятся интеллектуальными и компактными, оснащаются дополнительными функциями, переходят на новую элементную базу. Но говорить о том, что технологии полностью заменят персонал, пока преждевременно. Да, интеллектуальный счетчик сам передает информацию. Но куда он ее передает, как, насколько часто, верно ли? А если он сломался? Все это кто-то должен контролировать.
 
Вместе с тем, в будущем, по мере развития IT-технологий, многие функции в электросетях, которые выполняет сейчас персонал, могут быть заменены автоматизированной системой.  Людям останется лишь работа по администрированию и контролю за этой системой, оценке ее надежности, эффективности и поддержание ее в работоспособном состоянии.
 
Могу привести аналогию с развитием сервисов такси. Раньше были диспетчеры, а сейчас есть сервисы, которые распределяют заказы между водителями, звонят пассажиру, производят расчеты, оптимизируют маршруты, показывают пробки и т.д. Программы справляются с любыми запросами быстрее, чем самый лучший гид по городу и самый оперативный диспетчер. Так же и в энергетике. Если мы будем обладать полными данными, программы сами моментально проанализируют и установят очаги необоснованных потерь и выдадут специалистам информацию, где необходимо искать безучетное потребление. Если интеллектуальными приборами учета будут покрыты все точки поставки, тогда выход из строя любого из них будет отражаться у диспетчера на схеме. Сервисной бригаде потребуется просто выехать и заменить его. И тогда вопрос снижения потерь будет автоматизирован.
 
Сегодня оснастить интеллектуальными приборами учета сразу всех потребителей невозможно – сделать это просто не позволяет экономическая модель компании и энергетики в целом. Но мы знаем, что оснащение только 20-30% точек поставки даст нам максимальный экономический эффект и пользу. Поэтому сейчас мы концентрируем свое внимание на них, ставим современные приборы туда, где это разумнее всего.
 
- Какие задачи в ближайшей перспективе стоят перед МРСК Северо-Запада в работе по сокращению потерь электроэнергии?
 
- Мы продолжаем ту политику, которую наметили: совершенствуем базу данных по учету. Вторая задача -  сбор в единое целое всех показателей, которые мы уже сегодня получаем автоматически. Сейчас у нас порядка 90 тысяч счетчиков осуществляют дистанционный сбор данных. Но все они находятся в разных системах. Необходимо единообразие. Нужно сделать верхний уровень автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) единым для компании, с интуитивно понятным интерфейсом.
 
Также мы надеемся, что нам удастся расширить практику энергосервисных контрактов. В условиях ограниченных возможностей финансирования через наши тарифные источники и, учитывая сжатые объемы инвестпрограммы, нужно активно работать в этом направлении. У МРСК Северо-Запада уже есть пробные энергосервисные контракты, и они вполне успешны. Необходимо находить с инвесторами точки взаимных интересов.
 
Безусловно, будем продолжать обучение и повышение квалификации персонала по учету. Любую программу, методику, технологию, нужно не только разработать, но и довести до ума и сердца каждого работника. В нововведениях 90% усилий приходится на пояснения, координацию, контроль. В МРСК Северо-Запада учетом электроэнергии занимается около 1000 человек. И важнейшая задача – сделать так, чтобы каждый из них единообразно понимал и применял весь набор имеющихся инструментов. Тогда мы можем рассчитывать на успех.
 
Источник: http://tass.ru/novosti-partnerov/5265256
Поделиться: